Размер шрифта:
аА
аА
аА
аА
Цвет страницы:
аА
аА
аА
Изображения:
ч/б
выкл
Версия для слабовидящих
ПРИЕМНАЯ ДИРЕКТОРА: (4872)24-07-73      ПРИЕМНАЯ КОМИССИЯ: (4872)24-08-25

Психологическое сопровождение учащихся колледжа

Молодежный социальный проект «ПСИХОЛОГиЯ»

Информационная карта проекта

Название проекта

ПСИХОЛОГиЯ

Субъект РФ, муниципальное образование

Тульская область, г. Тула

Ф.И.О. автора, название учебного заведения

Николаева Е.С.

ГОУ СПО ТО «ТКСиОТ»

Контактные данные

Россия, Тульская обл., г. Тула, ул. Рязанская, д. 40

Тел. 24-07-73

e-mail: spo.ksot.tula@tularegion.ru   

Обоснование актуальности проекта

       Времена, когда специалисты без опыта работы были никому не нужны, остались далеко позади. На рынке труда продолжает расти спрос на выпускников и студентов различных учебных заведений. Причем, на сегодняшний день, интерес к молодым специалистам активно проявляют не только транснациональные компании, но и российские фирмы, совсем недавно осознавшие необходимость формирования собственного кадрового резерва.

       Работодатели готовы тратить значительные средства на привлечение молодых талантов. Однако опыт показывает, что даже самые лучшие выпускники, отобранные по достаточно высокому баллу общей успеваемости, с трудом выдерживают серьезный конкурс. Причем причиной отказа в серьезной компании чаще всего является не только отсутствие навыков составления резюме, самопрезентации, подготовки к интервью и т.д., а скорее неадекватная мотивация кандидатов, отсутствие плана собственного профессионального развития и дезориентация на рынке труда и отрасли.

       Естественно, такая ситуация не случайна и является прямым следствием отсутствия элементарных навыков построения карьеры у наших студентов, не умеющих ориентироваться в огромном потоке рыночной информации и не представляющих себе возможностей реализации собственного потенциала. А первые навыки профориентации будущим специалистам важно освоить еще в школе, чтобы правильно выбрать учебное заведение и специальность.

       Если прибавить к этому широко распространенные заблуждения по поводу престижа некоторых профессий (что несомненно влияет на распределение трудовых ресурсов по отраслям), необходимость срочных оперативных действий и регулирующих мероприятий не вызывает сомнения.  Постоянно взаимодействуя со студентами и выпускниками, отлично понимая их самые насущные потребности и запросы, нами была разработана и адаптирована учебно-информационная программа под названием "ПСИХОЛОГиЯ.

       Эта программа представляет собой цикл мероприятий практической направленности, включающих в себя семинары, тренинги и индивидуальные консультации, направленные на подготовку молодежи к вступлению в профессиональную жизнь.

Цели и задачи проекта

Цели:

- психолого-педагогическое сопровождение обучающихся в профессиональном и жизненном становлении;

- создание социально-психологических условий для развития личности обучающихся.

Задачи:

- выявление личностных особенностей;

- развитие коммуникативных навыков;

- личностный рост обучающихся;

- обеспечение профессионального сопровождения обучающихся;

- овладение техника поиска работы.

Краткое содержание проекта

       Проект «ПСИХОЛОГиЯ» - обучающая программа, в результате участия в которой участники смогут получить объективную информацию о рынке труда и тенденциях его развития, комплексную оценку своего профессионального и личностного потенциала, представление о базовом наборе профессиональных компетенций и их практическом применении в различных ситуациях, профессиональные рекомендации по дальнейшему построению карьеры.

       В ходе реализации программы студенты узнают об основных отраслях рынка труда, ведущих компаниях, их требованиях к молодым специалистам. Получат представление об основных психологических критериях и компетенциях, по которым оцениваются молодые специалисты. Научатся проходить собеседование, узнают о других формах и методах оценки персонала.

Описание проекта «ПСИХОЛОГиЯ»

         Времена, когда специалисты без опыта работы были никому не нужны, остались далеко позади. На рынке труда продолжает расти спрос на выпускников и студентов различных учебных заведений. Причем, на сегодняшний день, интерес к молодым специалистам активно проявляют не только транснациональные компании, но и российские фирмы, совсем недавно осознавшие необходимость формирования собственного кадрового резерва.

       Работодатели готовы тратить значительные средства на привлечение молодых талантов. Однако опыт показывает, что даже самые лучшие выпускники, отобранные по достаточно высокому баллу общей успеваемости, с трудом выдерживают серьезный конкурс. Причем причиной отказа в серьезной компании чаще всего является не только отсутствие навыков составления резюме, самопрезентации, подготовки к интервью и т.д., а скорее неадекватная мотивация кандидатов, отсутствие плана собственного профессионального развития и дезориентация на рынке труда и отрасли.

       Естественно, такая ситуация не случайна и является прямым следствием отсутствия элементарных навыков построения карьеры у наших студентов, не умеющих ориентироваться в огромном потоке рыночной информации и не представляющих себе возможностей реализации собственного потенциала. А первые навыки профориентации будущим специалистам важно освоить еще в школе, чтобы правильно выбрать учебное заведение и специальность.

       Если прибавить к этому широко распространенные заблуждения по поводу престижа некоторых профессий (что несомненно влияет на распределение трудовых ресурсов по отраслям), необходимость срочных оперативных действий и регулирующих мероприятий не вызывает сомнения.  Постоянно взаимодействуя со студентами и выпускниками, отлично понимая их самые насущные потребности и запросы, нами была разработана и адаптирована учебно-информационная программа под названием "ПСИХОЛОГиЯ.

       Эта программа представляет собой цикл мероприятий практической направленности, включающих в себя семинары, тренинги и индивидуальные консультации, направленные на подготовку молодежи к вступлению в профессиональную жизнь.

Цели проекта:

- психолого-педагогическое сопровождение обучающихся в профессиональном и жизненном становлении;

- создание социально-психологических условий для развития личности обучающихся.

Задачи проекта:

- выявление личностных особенностей;

- развитие коммуникативных навыков;

- личностный рост обучающихся;

- обеспечение профессионального сопровождения обучающихся;

- овладение техника поиска работы.

 

Содержание проекта «ПСИХОЛОГиЯ»

            Специалисты утверждают, что наиболее успешным профессионалом сегодня является тот, кто использует все возможности для развития, легко обучается и быстро адаптируется к новым условиям.  

В современном мире выбор профессии и развитие себя как профессионала становится едва ли не наиболее важной стороной всей жизни молодого человека. Эффективное психолого-педагогическое сопровождение карьеры специалиста уже на самых ранних этапах его профессионального становления – вот, по сути, ключ к достижению профессионального и личностного успеха. Молодые специалисты еще на студенческой скамье должны быть убеждены, что их интеллектуальный и творческий потенциал будет востребован, у них должны быть не только сформированы профессиональные знания и умения, но и развито стремление к самореализации в труде и личностная готовность жить и действовать в условиях рыночной экономики.

Адаптация выпускников к рынку труда входит в сферу непосредственных рыночных приоритетов учебного заведения. Безусловно, колледж, будучи социально ответственным, обязан заботиться о дальнейшей судьбе выпускников хотя бы на первых ее этапах. Но, с другой стороны, имидж колледжа и его привлекательность для абитуриентов формируют, прежде всего, сами выпускники: отсутствие серьезных проблем с трудоустройством и их профессиональная успешность являются лучшим инструментом рекламы, с которым по мощности воздействия не может сравниться никакой другой.

Основное внимание в данном случае уделяется таким традиционно развиваемым направлениям, как профориентирование и профконсультирование, а также формированию профессиональной идентичности, развитию мотивации к до­стижениям, организации консультирования по проблемам лич­ностного роста и выбору индивидуальной траектории карьерного продвижения. На первый план соответственно выходят психологические факторы адаптации, в число которых входят, в том числе, формирование стрессоустойчивости, эмоциональной стабильности молодых специалистов, закрепление у них установки на ведущую роль личностного ресурса, интернальной (ответственной) позиции по отношению к управлению карьерным продвижением. В связи с этим и возникла идея разработки проекта «ПСИХОЛОГиЯ».

Слушателями школы являются обучающиеся колледжа. На протяжении всего обучения они постепенно готовятся к переходу в новое социальное качество – молодого рабочего. Обеспечение объективной информацией о рынке труда и тенденциях его развития, комплексной оценке своего профессионального и личностного потенциала, представление о базовом наборе профессиональных компетенций и их практическом применении в различных ситуациях, профессиональные рекомендации по дальнейшему построению карьеры – все это является, ключом к достижению профессионального и личностного успеха.

         Первым шагом к достижению поставленной цели будет первичный сбор данных при поступлении в колледж с целью выявления личностных особенностей студентов и группы. Диагностический минимум представляет собой лонгитюдное обследование, он позволяет отслеживать динамику развития и состояния обучающегося по определенным статусным критериям на протяжении всего периода обучения. Для проведения диагностического минимума мы будем использовать следующие методики: ШТУР, тест «Профессиональное и личностное самоопределение», КОС, ДДЧ, тест «Интеллектуальная лабильность», психогеометрический тест, ШТУР – 2, Тест Ряховского, диагностика адаптации студентов, Анкета для изучения мотивации учения обучающихся в колледже и др. По итогам диагностики с обучающимися проводится развивающая и коррекционная работа.

         Следующий шаг – проведение адаптационного тренинга в группах нового набора, целью которого является оказание обучающимся психологической помощи в процессе адаптации к новым социальным условиям, создание атмосферы доброжелательности, терпимости, активного интереса членов группы друг к другу, стимуляции общения, сокращение эмоциональных дистанции.

Особое внимание уделяется консультированию студентов с целью информирования их об индивидуальных особенностях и выработке индивидуальной стратегии адаптации.

На протяжении последнего года обучения особое внимание уделяется технике и технологии поиска работы. Этот цикл включает в себя оценку рыночной ситуации и собственных возможностей, источники информации о вакансиях, составление профессионального резюме. На этом этапе обучающиеся узнают о различных вариантах поиска работы,  ознакомятся с написанием резюме, получат консультацию по его форме и содержанию.

Следующим этапом является собеседование с работодателем. Как подготовиться к собеседованию, как себя вести на интервью, возможные вопросы при собеседовании, какие документы необходимо иметь при себе, что делать в первые дни на рабочем месте – обо всем этом следует знать заранее. Вопросу подготовки и технологии проведения собеседования отводится несколько занятий. На этих занятиях будут разбираться возможные ошибки, правила поведения на собеседовании, внешний вид соискателя. Итогом работы будет урок самопрезентации.

Программа «ПСИХОЛОГиЯ» на каждом своем этапе работает на подготовку молодежи к вступлению в профессиональную жизнь. Основной задачей программы является развитие навыков ориентации на современном рынке труда, эффективного поиска работы, успешного построения стратегии профессионального развития.

Перечень основных мероприятий по реализации проекта «ПСИХОЛОГиЯ»

№ п/п

Разрабатываемые мероприятия

Сроки выполнения

Ответственный исполнитель

1

2

3

4

1

Подготовка планов работы.

Сентябрь, октябрь

Николаева Е.С.

Мероприятия  по формированию профессиональной и интеллектуальной компетентности

2

Участие в ярмарках учебных и рабочих мест

В течение года

 Николаева Е.С.

Тишина Л.К.

3

Участие в подготовке и проведении конкурсов профессионального мастерства, профессиональных олимпиад.

Информационное сопровождение учащегося.

В течение года

Николаева Е.С.

Тишина Л.К.

Мастера п/о

Классные руководители

4

Организация встреч учащихся с работодателями и представителями ЦЗ.

В течение года

Николаева Е.С.

Тишина Л.К.

Мероприятия по формированию правовой и психологической грамотности

5

Уроки самопрезентации:

- составление резюме;

- деловой разговор по телефону;

- собеседование с работодателем.

В течение года

Николаева Е.С.

Тишина Л.К.

Кл. руководители выпускных групп

6

Психологические тренинги

В течение года

Николаева Е.С.

7

Практические занятия по технике поиска работы и закреплению на рабочем месте

В течение года

Николаева Е.С.

 

8

Тестирование

В течение года

Николаева Е.С.

Итоговое мероприятие

9

Формирование портфолио учащегося. Подготовка к поиску работы и трудоустройству.

1 – III курсы

Николаева Е.С.

Тишина Л.К.

 

 Предполагаемые результаты, форма оценки, эффективность реализации проекта

         Оценка реализуемого проекта проводится по следующим показателям:

         - количество обучающихся, временно трудоустроенных в каникулярный период;

         - количество выпускников, продолживших обучение в ВУЗах;

         - количество выпускников, ставших на учет в центры занятости;

         - количество слушателей программы «ПСИХОЛОГиЯ» от общего числа обучающихся колледжа;

         - количество обучающихся, получивших дополнительные рабочие профессии, повысивших разряды, прошедших сертификацию профессиональных квалификаций;

         - количество выпускников, трудоустроившихся по профессии.

         В реализации проекта примут участие обучающиеся колледжа, где каждый будет иметь возможность развить или сформировать качества, необходимые для его будущего трудоустройства и карьеры.

         В ходе реализации проекта будут разработаны  и апробированы методические материалы по внедрению новых технологий в вопросы профессионального образования и формирования  будущей карьеры.

В результате реализации проекта предполагается:

         - повышение числа трудоустроенных по профессии выпускников;

         - расширение возможности обучающихся в получении навыков профессиональной деятельности;

         - увеличение времени психологической подготовки студентов с целью повышения их способности к развитию карьерного роста и самопрезентации