Размер шрифта:
аА
аА
аА
аА
Цвет страницы:
аА
аА
аА
Изображения:
ч/б
выкл
Версия для слабовидящих
ПРИЕМНАЯ ДИРЕКТОРА: (4872)24-07-73      ПРИЕМНАЯ КОМИССИЯ: (4872)24-08-25

Сертификация профессиональных квалификаций

Сертификация профессиональных квалификаций Модель системы оценки и сертификации квалификаций
Схемы сертификации квалификации персонала Проведение оценки и подтверждение квалификации персонала

Сертификация профессиональных квалификаций

Что такое "сертификация"?

В настоящее время в среде работодателей и в академическом сообществе идет активное обсуждение вопросов, связанных с оценкой, признанием и  сертификацией квалификаций.

В основе самой возможности признания или сертификации, находятся результаты обучения, которые понимаются как совокупность знаний, понимания, опыта и ценностей/отношений и могут быть продемонстрированы по завершению обучения. При этом результаты обучения могут быть получены не только в процессе формального образования, но и неформального, спонтанного обучения.

Результаты обучения (иначе - компетенции) отражаются в профессиональных стандартах и группируются в квалификации. Каждая квалификацияотносится к определенному уровню, для чего необходима рамка квалификаций, либо - отраслевая, либо - национальная. При оценке в рамках процедуры сертификации устанавливается соответствие или несоответствие требованиям профессиональных стандартов, после выдается или не выдается соответствующий сертификат.

Таким образом, сертификация - это подтверждение компетентным органом того, что результаты обучения (знания, умения, опыт/компетенции), освоенные человеком в рамках формального, неформального или спонтанного обучения прошли оценку и соответствуют требованиям профессиональных стандартов.

Формальное образование/обучение - обучение, осуществляемое в специально организованной и структурированной с точки зрения целей, времени и ресурсов среде (в учебном заведении, на предприятии). Является целенаправленным со стороны обучающегося и приводит к выдаче диплома/сертификата.

Неформальное обучение - обучение, осуществляемой в ходе спланированной деятельности, которая формально обучением не является ( с т.з. целей, времени или поддержки обучения). Неформальное обучение также является целенаправленным со стороны обучающегося.

Спонтанное обучение - обучение в ходе повседневной жизни, в семье, на работе и т.д. Не организовано и не структурировано с т.з. целей, времени или поддержки обучения. Как правило не является целенаправленным со стороны обучающегося.

Развитие систем сертификации обусловлено формированием общества, основанного на знаниях, которое также называется «обучающееся общество». Оно базируется на обучении в течение всей жизни и предполагает активизацию роли неформального и спонтанного обучения благодаря постоянному развитию  возможностей обучения на рабочем месте и электронного обучения, результаты которого должны официально признаваться. При этом наличие механизмов признания (сертификации) является необходимым условием повышения мотивации граждан к постоянному развитию и обучению. Более того, в современной ситуации, характеризуемой быстрыми темпами развития и изменений, гражданам просто необходимо постоянно обновлять собственные компетенции и получать официальное подтверждение их наличия/освоения, для того, чтобы обеспечить собственный карьерный рост и повышение благосостояния.

Именно поэтому в настоящее время повсеместно в мире формируются и совершенствуются системы признания, которые носят различные названия – признание/валидация неформального и спонтанного обучения, признание ранее полученного обучения, сертификация квалификаций, аккредитация обучения, полученного в ходе освоения опыта, аккредитация квалификаций.

В Европе к странам с высоким уровнем развития систем сертификации относятся Бельгия, Дания, Эстония, Финляндия, Франция, Ирландия, Нидерланды, Норвегия, Португалия, Румыния, Словения, Испания, Великобритания. В этих странах приняты стратегии и практики признания, позволяющие систематически идентифицировать и признавать результаты обучения. В этих странах разработаны соответствующие институциональные и правовые рамки.

Важно подчеркнуть, что системы признания/сертификации разрабатываются исходя из реальных потребностей рынка труда в квалификациях. «Оптом» для квалификаций всех уровней и областей профессиональной деятельности системы сертификации не должны разрабатываться, хотя такие попытки  уже можно наблюдать в России. Следует также указать на  сложность и затратность институционализации системы сертификации, необходимость подготовки кадров для этой системы и на необходимость принятия соответствующих нормативных документов и т.д.

Необходимость развития систем сертификации

Возможность официального признания и сертификации квалификаций несет в себе определенные преимущества и выгоды для различных заинтересованных сторон. Для граждан они заключаются в повышении возможностей трудоустройства и конкурентоспособности на рынке труда, и стимулах к продолжению образования и обучения. Предприятиям она предоставляет возможность повышения потенциала в части управления человеческими ресурсами  и оптимизации затрат на обучение персонала. На уровне государства наличие такой системы способствует снижению уровня и продолжительности периода безработицы, повышению эффективности образования и обучения, решению экономических задач, оптимизации затрат на образование и обучение, поскольку стоимость сертификации меньше, чем стоимость прохождения полного курса обучения.

Для общества в целом наличие такой системы означает содействие  обеспечению граждан равными возможностями получения квалификаций, облегчению процесса перехода от обучения к трудовой деятельности и от трудовой деятельности к продолжению обучения, а также укрепление сотрудничества заинтересованных сторон (работников, работодателей, служб занятости).

Общие принципы сертификации

В основе процесса сертификации - демонстрация кандидатом на сертификацию имеющихся у него знаний, умений и опыта, осуществляемая на добровольной основе. Результаты сертификации, т.е. присужденная квалификация, является собственностью кандидата, которой он может распоряжаться по своему усмотрению, для чего эта квалификация должна признаваться рынком труда.

Система сертификации включает в себя механизмы обеспечения качества, консультирование и информационное обеспечение.

Очень важным моментом развития системы сертификации является доверие к процессу сертификации со стороны граждан. А это, в свою очередь, зависит от его  беспристрастности, прозрачности процедур и критериев оценки, а также от выбора надежных методик.

Фундаментом сертификации служат профессиональные стандарты. И только они. Образовательные стандарты могут использоваться только в том случае, если они базируются на профессиональных стандартах и полностью отражают требования сферы труда. К сожалению, ФГОС третьего поколения таковыми не являются, и, следовательно, не могут быть использованы для формирования содержания диагностических материалов для системы сертификации. Далее, как известно, профессиональные стандарты позволяют сформировать прозрачную и преемственную типологию дипломов и сертификатов.  Вряд ли кто-то будет отрицать, что образовательные стандарты не могут охватить все требования профессиональных стандартов, что связано с ограниченностью сроков освоения профессиональных образовательных программ. Более того, многие трудовые функции, требования к которым отражены в профессиональных стандартах, могут быть освоены только в процессе трудовой деятельности в рамках непрерывного обучения.

Сертификаты профессиональной квалификации не дублируют дипломы о профессиональном образовании - они предназначены для признания и подтверждения соответствия компетенций граждан требованиям профессиональных стандартов.

Качество сертификации зависит от используемого диагностического инструментария, который должен четко соответствовать характеру и содержанию оцениваемых компетенций, а сами процедуры оценки должны включать в себя комплексные практические задания, подлежащие выполнению в реальной трудовой среде (на рабочем месте), а также участие в оценке представителей работодателей.